???mainPage???


Поиск

Расширенный поиск


«Май 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
дата c:
по:







главная » Новости» Официальные сообщения» Госатомрегулирование Украины начал активное сотрудничество в области радиационной защиты с регулирующим органом Швеции (SSI) версия для печати
Госатомрегулирование Украины начал активное сотрудничество в области радиационной защиты с регулирующим органом Швеции (SSI)

С 2006 года Государственный комитет ядерного регулирование Украины (Госатомрегулирование) начал активное сотрудничество в области радиационной защиты с регулирующим органом Швеции (SSI).

Это сотрудничество осуществляется по направлениям:

- усовершенствование законодательства и поддержка регулирующего органа;

- аварийная готовность, раннее оповещение;

- стратегия обращения с радиоактивными отходами (РАО);

- вопрос радиационной защиты, медицинская радиология.

27-28 февраля текущего года в рамках этого сотрудничества состоялся семинар на тему: "Опыт адаптации законодательства Швеции в сфере радиационной защиты к требованиям ЕС". Организаторами семинара выступили Комитет Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, Государственный комитет ядреного регулирования Украины и Шведский регулирующий орган по радиационной защите (SSI).

На семинаре были рассмотрены вопросы уровня гармонизации нормативно-правовой базы Украины в сфере радиационной защиты; система радиационной защиты и безопасности в Швеции, законодательства в этой сфере, позиция SSІ; опыт разработки законодательных актов, согласно директивам ЕС:

- 96/29/EURATOM Council Directive of 13 May 1996 laying down basic safety standards for the health protection of the general public and workers against the dangers of ionizing radiation (директива BSS);

- 97/43/EURATOM Council Directive of 30 June 1997 on health protection of individuals against the dangers of ionizing radiation in relation to medical exposure, and repealing Directive 84/466/EURATOM (директива MED );

- 2003/122/EURATOM Council Directive of 27 December 2003on the control of high activity sealed radioactive sources and orphan sources (директива HASS);

- 2006/117/EURATOM Council Directive of 20 November 2006 Council Regulation (Euratom) on the supervision and control of radioactive waste and spend fuel (директива по транспортированию РАО та ОЯТ). 

Докладчиками со стороны SSI были Златан Делалич руководитель проекта Департамента международного сотрудничества, Вольфрам Лейтц и Биргита Сван эксперты Департамента профессионального и медицинского облучения, Гунила Хельстрем главный консультант. Указанные специалисты имеют значительный опыт, как в разработке директив ЕС, так и в их имплементации. Участники семинара детально обсудили подходы, которые заложены в указанных директивах. В частности, директива BSS определяет стандарты из радиационной безопасности.

Положения директивы охватывают все основные аспекты обеспечения радиационной безопасности, начиная с трех принципов радиационной защиты (оптимизации, обоснование и ограничение облучения) и дозовых лимитов. В директиве заложенные разрешительный принцип осуществления деятельности в сфере использования ядерной энергии, установление системы квалифицированных экспертов из радиационной безопасности, установление требований к защите персонала и население, радиационного мониторинга и т.п.

Украинское законодательство в сфере радиационной безопасности и радиационной защиты является прогрессивным и построено на современных международных подходах. Поэтому подавляющее большинство положений директивы реализованы в законах Украины "Об использовании ядерной энергии и радиационную безопасность", "О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии", "О защите населения от ионизирующего излучения", ряде постановлений Кабинета Министров Украины, нормах радиационной безопасности (НРБУ), основных санитарных правилах обеспечения радиационной безопасности (ОСПУ) и профильных санитарных правилах. По некоторым вопросам, например в области регулирования потенциального облучения, украинское законодательство есть более современным, чем законодательство ЕС, что с блеском продемонстрировал во время своей презентации ведущий эксперт Украины по радиационной защите Директор Института радиационной защиты профессор И.А. Лихтарев.

Однако, уже сейчас, по результатам семинара, можно сделать вывод, что в области радиационной защиты украинское законодательство нуждается в дальнейшей адаптации. В частности, это касается положений об: ограничении дозовых нагрузок для студентов и стажеров; защите экипажей самолетов от действия космического облучения; запрета введения радиоактивных веществ в состав игрушек, косметики, украшений, продуктов питания; создание института квалифицированных экспертов и т.п. Таким образом, законодательно-нормативные акты Украины разного уровня нуждаются в дополнениях для учета перечисленных норм.
Непростой задачей видится введение в украинское законодательство положений, которые определяют понятие "квалифицированный эксперт" (нужно определять обязанности, полномочие, квалификационные требования). На данное время функции квалифицированного эксперта, как правило, распределены между рядом ответственных лиц предприятий: ответственным за радиационную безопасность, дозиметристом, техником (инженером) радиационного оборудования, ответственным за технику безопасности работы и другими.

Директива HASS направлена на усиление контроля за высокоактивными источниками ионизирующего излучения (ВИИИ), путем внедрения ряда мероприятий, которые касаются производителей/поставщиков ВИИИ, пользователей ВИИИ, органов государственного регулирования, лиц, деятельность которых связана с "брошенными" источниками. Директива требует от производителей/поставщиков ВИИИ обеспечения доступности всей технической информации относительно ВИИИ, в частности изображений (фотографий) ВИИИ и контейнеров. Директива предусматривает создание системы отслеживания ВИИИ на протяжении их жизненного цикла. Такую функцию в Украине выполняет государственная система учета и контроля ИИИ - Государственный регистр ИИИ. Директивой определены отдельные требования относительно лицензирования использования ВИИИ. Предпосылкой выдачи лицензии есть обеспечения "финансовой безопасности". Это означает, что заявитель должен иметь финансовые ресурсы, которые достаточные для обеспечения безопасности ИИИ как во время эксплуатации, так и после того как ИИИ стал отработанным и переведен к категории радиоактивных отходов. На сегодня это требование находится в стадии практического внедрения, как в Украине, так и в Швеции, поэтому обмен мнениями по этому вопросу был особенно эффективным.

По результатам обсуждения на семинаре было выяснено, что практически все требования директивы, отображенные в украинском законодательстве, а Украина и Швеция имеют общие проблемы относительно имплементации отдельных "сложных" требований, таких как обеспечение поиска «брошенных» источников и возобновление контроля за ними, обеспечение безопасности обращения с ИИИ, что остались от прошлой деятельности, обеспечение "финансовой безопасности" и т.п. Положительным есть опыт Швеции относительно выделения из государственного бюджета средств на обращение с «брошенными» источниками в размере 110 тыс Евро, которые предоставляются в распоряжение регулирующему органу SSІ.

Директива MED определяет основные принципы обеспечения радиационной безопасности при использовании источников ионизирующего излучения в медицине (радиотерапия, радиоизотопная диагностика, рентгенодиагностика и т.п.) и обеспечение радиационной защиты при медицинском облучении пациентов, добровольцев, лиц, которые предоставляют помощь пациентам и других.

В законодательстве Украины недостаточно урегулирован вопрос обеспечения радиационной безопасности при использовании источников в медицине. В связи с этим, за некоторыми исключениями (ограничение облучения беременных женщин), внедрение положений этой директивы нуждается в разработке и реализации целого ряда нормативных документов и государственных программ.

Отдельной строкой можно выделить: установление требований к системам обеспечения качества, критериев контроля приемлемости медицинского оборудования (рентгеновского и др.).

Декларативным требованием украинских норм и правил остается установление и использование (как инструмента контроля качества диагностического облучения и оптимизации) "рекомендованных уровней диагностического облучения". Преобразование этого требования в реальный инструмент должно осуществляться поэтапно: от изучения основных подходов к системе сбора и анализа информации - к принятию решений об установлении конкретных (обоснованных) значений рекомендованных уровней.

Имплементация директивы МЕД в украинское законодательство будет нуждаться в скоординированных усилиях органов исполнительной власти, лицензиатов - медицинских учреждений, других структур. Отдельного внимания заслуживает проблема подготовки медицинских физиков. Такая профессия в Украине вообще отсутствует, нет образовательных учреждений, которые могут готовить специалистов необходимой квалификации. В связи с этим, вызывает большой интерес система подготовки таких специалистов в Швеции. Участники семинара пришли к выводу о необходимости развития сотрудничества с SSІ по указанному направлению. К такому сотрудничеству планируется привлечь ведущие научно-образовательные учреждения Украины, у которых осуществляется или планируется подготовка медицинских физиков: Киевский Национальный университет им. Т.Шевченко, Харьковский национальный университет им. В.Каразина, другие высшие учебные заведения.

Директива Совета о надзоре и контроле за перевозками радиоактивных отходов и отработанного топлива разработана на замену Директивы Совета 92/3 EURATOM от 3 февраля 1992 года о надзоре и контроле за перевозками радиоактивных отходов между государствами-членами к Сообществу и из него, и должны быть введена государствами-членами ЕС до 25 декабря 2008 года.

В этой директиве учтены положения Объединенной Конвенции о безопасности обращения с отработанным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, в частности, определение радиоактивных отходов не применяется к отработанному ядерному топливу, как это было в Директиве 92/3 EURATOM. Кроме того, директива по транспортировке РАО и ОЯТ регламентирует организацию трансграничных перевозок радиоактивных отходов и отработанного ядреного топлива независимо от того, являются ли членами Сообщества страны их отправки, транзита и приема.

Положения директивы по транспортировке РАО будут учтены в проекте нормативно-правового акта "Порядок предоставления разрешений на перевозку радиоактивных материалов", что разрабатывается Госатомрегулированием согласно Плану работы на 2007 год. Этот документ должен быть утвержден Кабинетом Министров Украины.

По результатам семинара можно сделать вывод, о приемлемом, на сегодняшний день, уровне гармонизации законодательства Украины к требованиям директивы ЕС по радиационной защите и необходимость дальнейшей работы по адаптации.

Участники семинара приняли решение продолжить сотрудничество с регулирующим органом по радиационной защите Швеции относительно адаптации законодательства Украины в сфере радиационной защиты к директивам ЕС. Особое внимание будут уделены вопросам радиационной защиты при медицинском облучении.