???mainPage???


Поиск

Расширенный поиск


«Май 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
дата c:
по:







главная » Новости» Официальные сообщения» Обеспечение выполнения требований ядерной и радиационной безопасности версия для печати
Обеспечение выполнения требований ядерной и радиационной безопасности

Обеспечение выполнения требований ядерной и радиационной безопасности при реализации

работ по строительству объектов инфраструктуры для обращения с радиоактивными отходами на площадке Чернобыльской АЭС

Чернобыльская АЭС в центре внимания

С тех. пор, как в конце апреля 1986 года на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла тяжелейшая по своим последствиям запроектная авария, к этой атомной электростанции обращено постоянное внимание украинского правительства, общественности, а также международного сообщества. В первую очередь это касается всей деятельности, которая связана с объектом «Укрытие» - разрушенным четвертым энергоблоком Чернобыльской АЭС. И, на сегодня, не меньший интерес вызывает весь комплекс работ, которые связаны со снятием с эксплуатации энергоблоков № 1,2,3 Чернобыльской АЭС.

Функции Госатомрегулирования касательно регулирования деятельности на Чернобыльской АЭС

Государственный комитет ядерного регулирования Украины (Госатомрегулирования), в соответствии с возложенными на него функциями, должен развивать нормативно-правовую базу в сфере снятия с эксплуатации ядерных установок («нормирование»), выдавать специальные разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности, связанной со снятием с эксплуатации ядерных установок («лицензирование»), а также выполнять надзорную функцию за соблюдением норм и правил ядерной и радиационной безопасности во время проведения этого вида деятельности («надзор»).

Подробнее про  «нормирование»

На сегодняшний день наравне с существующими законами, касающимися обеспечения ядерной и радиационной безопасности при использовании ядерной энергии, обращении с радиоактивными отходами, существуют законы, действие которых направлено исключительно на деятельность Чернобыльской АЭС, например, «О дальнейших основах снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС и преобразование объекта «Укрытие» на экологически безопасную систему».

Что касается нормативно-правового обеспечения деятельности по снятию с эксплуатации, то важнейшими являются нормативные акты «Общие положения обеспечения безопасности при снятии с эксплуатации атомных электростанций и исследовательских ядерных реакторов», «Требования к структуре и содержанию отчета по анализу безопасности снятия с эксплуатации атомных электростанций и исследовательских ядерных реакторов», а также «Требования к структуре и содержанию отчета по анализу безопасности реализации проектов Плана осуществления мероприятий на объекте «Укрытие».

 

Подробнее про «лицензирование»

В соответствии со статьей 8 Закона Украины "О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии", лицензия на осуществление деятельности, связанной с конкретным этапом жизненного цикла ядерной установки, в частности, на снятие с эксплуатации ядерной установки, выдается эксплуатирующей организации на основании всесторонней оценки безопасности ядерной установки и оценки способности эксплуатирующей организации выполнять все мероприятия по обеспечению безопасности.

Итак, функция «лицензирования» реализовывается Госатомрегулированием на примере выданных лицензий серии ЕО № 000040 от 22.03.2002 года на право осуществления деятельности по снятию с эксплуатации Чернобыльской АЭС и Лицензии серии ЕО № 000033 от 30.12.2001 года, которая предоставляет право осуществлять деятельность на объекте «Укрытие».

При этом следует отметить, что разрешительная деятельность Госатомрегулирования по отношению к Чернобыльской АЭС не ограничивается лишь выдачей лицензий.

В рамках лицензии на снятие с эксплуатации ядерных установок предполагается выдача ряда отдельных разрешений, а именно:

 - разрешений, которые будут предоставлять право ГСП ЧАЭС осуществлять деятельность на каждом из следующих этапов снятия с эксплуатации этапах «окончательное закрытие», «консервация», «выдержка» и «демонтаж».

 - отдельных письменных разрешений на выполнение определенных работ или операций, которые связаны с проектированием, строительством, введением в эксплуатацию и эксплуатацией объектов по обращению с радиоактивными отходами.

 

Как выдаются  отдельные разрешения

Госатомрегулированием установлен порядок и условия получения ГСП ЧАЭС отдельных письменных разрешений на выполнение работ или операций, которые связаны с введением в эксплуатацию и эксплуатацией объектов по обращению с радиоактивными отходами. Основными документами, которые должны быть представлены на рассмотрение с целью получения таких разрешений, являются проект выполнения работ, отчет анализа безопасности, программа обеспечения качества при реализации проекта, включая соответствующее заявление ГСП ЧАЭС.

После получения комплекта документации Госатомрегулирование организовывает и осуществляет государственную экспертизу ядерной и радиационной безопасности. По результатам государственной экспертизы формируются соответствующие выводы относительно соблюдения требований, установленных действующим законодательством в части обеспечения радиационной безопасности во время реализации работ. Базируясь на этих выводах, Госатомрегулирования принимает решение относительно возможности выдачи отдельного разрешения.

Итак, отдельное разрешение является своеобразным гарантом того, что заявленная деятельность будет вестись в рамках действующего законодательства в сфере ядерной и радиационной безопасности.

 

Особенности лицензирования снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС

Следует предоставить некоторые разъяснения относительно выдачи Чернобыльской АЭС лицензии на «снятие с эксплуатации».

Под термином «снятие с эксплуатации» подразумевается такой комплекс мероприятий после изъятия ядерного топлива и прекращение эксплуатации установки, который делает невозможным ее использование в целях, для которых она была сооружена и обеспечивает безопасность персонала, населения и окружающей среды.

В случае с Чернобыльской АЭС, лицензия на снятие с эксплуатации была видана при наличии ядерного топлива в энергоблоках этой станции. Логично было бы выдать разрешение, которое бы предоставляло право ЧАЭС выполнять все работы по изъятию ядерного топлива из блоков и предоставить возможность станции внедрить комплекс подготовительных работ к собственно снятию с эксплуатации. Но такое разрешение может выдаваться в рамках действующей лицензии на эксплуатацию ядерной установки, которой как раз и не было у Чернобыльской АЭС.

Прекращение эксплуатации ЧАЭС, дата которого связана с прекращением эксплуатации третьего энергоблока 15 декабря 2000 г., было досрочным, то есть до завершения проектного срока эксплуатации ядерных установок. Этот шаг был обусловлен рядом политических  факторов, а именно необходимостью выполнения Украиной международных обязательств, изложенных в Меморандуме о взаимопонимании между правительствами стран «Большой семерки» и Комиссией Европейского Сообщества и Правительством Украины относительно закрытия Чернобыльской АЭС, подписанного 20 декабря 1995 г.

После 15 декабря 2000г. Чернобыльская АЭС была выведена из состава Государственного Предприятия «НАЕК «Енергоатом» и было образовано Государственное специализированное предприятие «Чернобыльская АЭС» (ГСП ЧАЭС), основными функциями которого стали снятие с эксплуатации ядерных установок энергоблоков 1, 2, 3 и преобразование объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему.

С целью урегулирования деятельности такого новообразованного предприятия Госатомрегулирования 22 марта 2002 г. выдал Лицензию именно на снятие с эксплуатации.

 

Обращение с радиоактивными отходами на Чернобыльской АЭС

Одной из важнейших задач, которые должны быть реализованы ГСП ЧАЭС в ближайшие годы, является создание на площадке ЧАЭС установок по обращению с жидкими и твердыми радиоактивными отходами (РАО), которые были накоплены за период эксплуатации Чернобыльской АЭС и теми РАО, которые будут образовываться в процессе снятия с эксплуатации этой станции.

С помощью установок по переработке РАО, которые сооружаются на площадке Чернобыльской АЭС, жидкие и твердые РАО будут изыматься из существующих хранилищ, после чего будет осуществляться дальнейшая переработка РАО с использованием специальных технологий, а полученный конечный продукт переработки зацементированные радиоактивные отходы в специальных контейнерах будут направляться на захоронение в приповерхностном хранилище, которую строится на площадке Государственного специализированного предприятия «Техноцентр» в 30-км зоне отчуждения.

К таким установкам относятся :

-  Завод по переработке жидких радиоактивных отходов, эксплуатация которого может начаться в конце сентября 2007 года;

-  Промышленный комплекс по обращению с твердыми РАО, в состав которого входят:

-  Установка изъятия твердых РАО,

-  Завод по переработке твердых РАО,

-  Специально оборудованное приповерхностное хранилище твердых РАО, которое сооружается на площадке комплекса "Вектор" Государственного специализированного предприятия «Техноцентр».

Детальную информация относительно технических характеристик вышеуказанных объектов находится на веб-сайте ГСП «Чернобыльская АЭС»: www.chnpp.gov.ua.

 

Разрешения, которые были выданы и выдача которых планируется Госатомрегулирования в рамках строительства объектов по обращению с РАО на площадке Чернобыльской АЭС

В рамках лицензии серии ЕО № 000040 относительно осуществления деятельности по снятию с эксплуатации Чернобыльской АЭС, в 2003 году были выданы разрешения на проектирование и строительство Установки по изъятию твердых радиоактивных отходов (ТРО) и Завода по переработке ТРО, которые входят в состав Промышленного комплекса по переработке твердых РАО (срок действия разрешений -  до завершения строительства).

Относительно Завода по переработке жидких РАО  отдельные письменные разрешения будут выдаваться на:

-  введение в эксплуатацию Завода по переработке жидких РАО до проведения испытаний приемки-сдачи завода с подключением к нему одной системы изъятия;

-  на эксплуатацию Завода по переработке жидких РАО после приема его в эксплуатацию Государственной комиссией.

Кроме этого, техническими спецификациями на объекты для обращения с РАО, которые сооружаются на площадке ЧАЭС предусмотрено, что системы и элементы, классифицированной как важные для безопасности, поставляются в соответствии с техническими условиями, предварительно согласованными с Госатомрегулирования. После приема монтажа и испытаний эти системы и элементы подлежат регистрации в Государственной инспекции по ядерной безопасности на площадке ЧАЭС, как важные для безопасности и соответствующему обслуживанию и контролю.

Учитывая вышеупомянутое, Госатомрегулирования констатирует, что вся деятельность относительно создания на площадке ЧАЭС технологического комплекса для обращения с РАО ведется с выполнением требований законодательства, норм и правил по ядерной и радиационной безопасности.

 

Преобразование объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему.

Стратегия преобразования объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему - основополагающий руководящий документ, принятый протокольным решением Межведомственной комиссии по комплексному решению проблем Чернобыльской АЭС, который отображает направления деятельности по преобразованию объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему.

 

Цель деятельности на объекте «Укрытие»

Целью какой-либо деятельности на объекте «Укрытие» является защита персонала, населения и окружающей среды от влияния радиоактивных материалов, расположенных в объекте или на его площадке. Осуществление деятельности на объекте «Укрытие» с другой целью запрещается.

 

Лицензия на право проведения работ на объекте «Укрытие»

Лицензией серии ЕО №  000033 на эксплуатацию объекта установлены как объем разрешенной деятельности, так и условия его выполнения, предусмотренная деятельность по преобразованию объекту «Укрытие» в экологически безопасную систему, в частности в рамках Плана осуществления мероприятий на объекте «Укрытие» (ПЗЗ). Срок действия лицензии предусмотрен до введения в эксплуатацию нового безопасного конфайнмента объекта "Укрытие".

 

Применение норм и правил ядерной и радиационной безопасности к объекту «Укрытие»

Опыт реализации проектов ПЗЗ показал, что на стадии подготовки проектов ПЗЗ возникает ряд открытых вопросов относительно применимости норм и правил ядерной и радиационной безопасности к такому уникальному объекту, как объект «Укрытие». Действующие в Украине по отношению к объектам атомной энергетики регулирующие требования и процедуры не всегда могут прямо применяться для деятельности на объекте «Укрытие». Поэтому во время принятия регулирующих решений Госатомрегулирования рассматривает существующую законодательную и нормативную базу в качестве исходного базиса, применение которого относительно объекта «Укрытие» в процессе реализации ПЗЗ должно анализироваться в каждом конкретном случае. Такой подход реализуется в условиях тесного сотрудничества ГСП ЧАЭС и регулирующих органов.

Со стороны Госатомрегулирования, с целью методического обеспечения технической оценки Госатомрегулирования проектов ПЗЗ, был осуществлен анализ применимости к объекту "Укрытие" конкретных положений и требований нормативных документов, которые действуют в Украине по отношению к объектам атомной энергетики, а также был разработан пакет методических документов. В данном пакете отображено объем требований по отношению к отдельным областям безопасности, к проектам и документам ПЗЗ, а также указаны конкретные разделы и пункты нормативных документов, в которых данные требования установлены. Пакет методик направлений для использования  к ГСП ЧАЭС.

Эксплуатирующей организации ГСП ЧАЭС - предоставляется возможность самостоятельно избирать оптимальные технические пути реализации мероприятий ПЗЗ, согласовав их с регулирующими органами. При этом эксплуатирующая организация в отчетах  анализа безопасности может продемонстрировать, что с помощью избранного пути достигаются установленные цели безопасности и выполняются принципы и критерии безопасности.

Также следует отметить, что лицензионный процесс для проектов  ПЗЗ четко регламентирован, что будет способствовать эффективной реализации проектов.

Таким образом, применение положений и требований ядерной и радиационной безопасности действующих нормативных документов при реализации конкретных проектов ПЗЗ осуществляется с учетом специфики предусмотренных проектом задач и работ, по результатам обоснованного анализа. По результатам такого анализа выдаются отдельные разрешения на выполнение каждой работы в рамках проекта ПЗЗ.

 

Новый безопасный конфайнмент -  доминирующий проект ПЗЗ

Технико-экономическое обоснование Нового безопасного конфайнмента (ТЭО-НБК) было разработано международным консорциумом в составе Bechtel (США), EDF (Франция) и Battelle (США) при участии ВАТ "Киевский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт "Энергопроект", а также Государственного научно-исследовательского института строительных конструкций и Межотраслевого научно-технического центра "Укрытие" НАН Украины. По результатам завершенной в марте 2004 года комплексной государственной экспертизы ТЭО-НБК было рекомендовано к одобрению.

В выводе государственной экспертизы по ядерной и радиационной безопасности отмечается, что ТЭО-НБК в целом отвечает государственной стратегии преобразования объекта "Укрытие", принципам обращения с радиоактивными отходами, а также другим принципам обеспечения ядерной и радиационной безопасности. В ТЭО-НБК в целом продемонстрирована возможность безопасной реализации проекта на практике. Результаты оценки по техническим направлениями ядерной и радиационной безопасности показали, что проектные критерии и требования к НБК, а также предложенные конструктивные, технические и технологические решения отвечают нормам и правилам ядерной и радиационной безопасности.

5 июля 2004 года Кабинет Министров Украины издал распоряжение "Об утверждении технико-экономического обоснования (концептуального проекта) конфайнмента объекта «Укрытие» Чернобыльской АЭС", в котором определены основные функции и характеристики НБК.

В данное время ГСП ЧАЭС завершает тендерные процедуры по определению организации (или консорциума) для проектирования и строительства нового безопасного конфайнмента объекта "Укрытие".

 

Цели сооружения Нового безпечного конфайнмента

Новый безопасный конфайнмент может обеспечить на протяжении 100 лет защиту персонала, населения и окружающей природной среды от влияния источников ионизирующего излучения, связанного с существованием объекта «Укрытие», и создания условий для преобразования объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему с учетом изъятия остатков ядерного топлива и топливоемких материалов, выполнения работ по обращению с радиоактивными отходами и работ по демонтажу (усилению) нестабильных конструкций объекта.

Соответственно ТЭО-НБК конфайнмент будет состоять из оболочки типа "арка" с ориентировочными геометрическими размерами: пролет 257 м, ширина 150 м, высота 108 м.

 

Реализация других проектов Плану Осуществления Мероприятий на объекте «Укрытие»

В рамках реализации стабилизационных мероприятий на объекте «Укрытие» в соответствии с утвержденным рабочим проектом ГСП ЧАЭС разрабатывает соответствующие проекты выполнения работ и осуществляет практические работы на площадке. На сегодня уже завершена реализация мероприятий по усилению западной и восточной опор балки «Мамонт» и  установления опор для стабилизации плит перекрытий.

В ближайшее время можно ожидать официальное принятие в эксплуатацию основных объектов инфраструктуры, а именно: центр подготовки персонала, санитарный шлюз, реабилитационный центр, строительная база для выполнения стабилизационных мероприятий, санпропускник на 1430 мест, внешние инженерные сети для объектов инфраструктуры.

На этапе опытно-промышленной эксплуатации находится модернизированная система пилеподавления.

Завершается обустройство специальной площадки для временного складирования грунтов и других технологических материалов, которые будут изъяты во время строительства  фундаментов НБК.

Разработана и согласована Госатомрегулированием и другими регулирующими органами проектная документация интегрированной автоматизированной системы контроля объекта «Укрытие» и выдано соответствующее разрешение на монтаж.

Таким образом, все проекты, направленные на преобразование объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему, детально анализируются на предмет соблюдения норм и правил ядерной и радиационной безопасности, и лишь по результатам проведенных экспертных оценок, Госатомрегулирования принимает решение относительно предоставления ГСП ЧАЭС соответствующих разрешений, осуществляя при этом государственный надзор за соблюдением требований законодательства в ходе реализации работ.