???mainPage???


Поиск

Расширенный поиск


«Май 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
дата c:
по:







главная » Новости» Официальные сообщения» Постановление Коллегии Госатомрегулирования Украины №15 от 20 ноября 2012 года версия для печати
Постановление Коллегии Госатомрегулирования Украины №15 от 20 ноября 2012 года

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЯДЕРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УКРАИНЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

 

« 20 » ноября 2012 г.                                   г. Киев                                         № 15

 

 

 

О критериях и требованиях безопасности
по строительству новых энергоблоков АЭС
в свете уроков аварии на АЭС «Фукусима»

 

 

Авария на АЭС Фукусима-1 стала точкой отсчета, как для переоценки безопасности действующих АЭС, так и для существенного повышения требований к АЭС, строящихся и планируемых к строительству. Пересмотр стандартов безопасности МАГАТЭ был начат в рамках Плана действий по ядерной безопасности, утвержденного решением Генеральной конференции МАГАТЭ в сентябре 2012 г. WENRA (Ассоциация западноевропейских органов регулирования ядерной безопасности) обнародовала для публичного обсуждения документ «Проектная безопасность новых АЭС».

Госатомрегулированием Украины во исполнение Указа Президента Украины № 585/2011 от 12.05.2011 года «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 8 апреля 2011 года «О повышении безопасности эксплуатации атомных электростанций Украины» также выполняется комплексная ревизия норм и правил по ядерной и радиационной безопасности. Вместе с тем новые нормативные документы будут вводиться в действие не ранее 2014 года, с учетом как гармонизации с новыми требованиями МАГАТЭ, так и выполнения требований законодательства относительно участия общественности в процессе принятия решений.

Поэтому с учетом принятого 06.09.2012 года Верховной Радой Украины Закона «О размещении, проектировании и строительстве энергоблоков № 3 и 4 Хмельницкой атомной электростанции», актуальным является определение, по крайней мере, основных новелл, которые должны быть учтены при проектировании энергоблоков № 3 и № 4 Хмельницкой АЭС.

В презентации «Нижегородской инжиниринговой компании «Атомэнергопроект» (ОАО «НИАЭП», Российская Федерация) было продемонстрировано, что современные проекты АЭС с реакторами типа ВВЭР включают проектные решения и дополнительные системы безопасности, направленные на учет уроков аварии на АЭС Фукусима-1.

В рамках работы, осуществляемой ГНТЦ ЯРБ с привлечением опытных специалистов, определены следующие ключевые концептуальные новшества:

 

1.             Пересмотр подхода к управлению тяжелыми авариями, пересмотр и установление критериев приемлемости

Для новых АЭС проект должен продемонстрировать, что тяжелые аварии не приводят к радиологическим последствиям за пределами санитарно-защитной зоны, требующим эвакуации населения.

Проектом должен быть предусмотрен комплекс мероприятий по выполнению функций безопасности локализующей системой в условиях тяжелых аварий (в том числе в части внедрения систем предотвращения байпасирования гермообъема вследствие утечки расплавленных масс активной зоны из корпуса реактора, предотвращения создания взрывоопасных концентраций газов в помещениях зоны локализации, предотвращения отказов гермооболочки вследствие статического повышения давления в гермооболочке во время тяжелых аварий).

Проектом должен быть предусмотрен комплекс мероприятий по управлению тяжелыми авариями, направленный на достижение установленных критериев для всех возможных состояний реакторной установки и всех возможных мест пребывания ядерных материалов.

2.             Пересмотр и установление более жестких запасов безопасности по отношению к расширенному спектру возможных экстремальных природных и техногенных воздействий / комбинаций воздействий

В проекте должны быть обоснованы запасы безопасности по отношению к расширенному спектру возможных экстремальных природных и техногенных воздействий / комбинаций воздействий. Существующие запасы по сейсмическим воздействиям, затоплениям, экстремальным температурным воздействиям и т.д., должны быть пересмотрены в сторону существенного увеличения (запас по сейсмическим воздействиям 100%). Установленные запасы безопасности должны учитывать прогноз развития климатической ситуации, по крайней мере, на срок, охватывающий проектный срок эксплуатации, потенциальный период эксплуатации сверх проектного срока и потенциальный срок завершения снятия с эксплуатации.

3.             Обеспечение долговременного выполнения функций безопасности в условиях полного обесточивания и потери конечного поглотителя тепла

В проекте должны быть предусмотрены технические средства по обеспечению длительного выполнения фундаментальных функций безопасности при полном обесточивании и потере конечного поглотителя тепла. Способы обеспечения длительного выполнения фундаментальных функций безопасности должны основываться на применении альтернативных автономных средств и источников воды и энергии.

При проектировании систем безопасности приоритет должен предоставляться системам, которые функционируют по пассивному принципу и не требуют вмешательства персонала, а так же не зависят от сторонних источников энергии и информации. В проекте должна быть обоснована надежность таких систем в течение времени, необходимого для преодоления активной фазы аварии.

Заслушав доклад ГНТЦ ЯРБ и выступление ОАО «НИАЭП», а также выступления во время обсуждения этого вопроса, Коллегия Госатомрегулирования Украины констатирует:

-         в настоящее время критерии и требования безопасности ядерных установок подвергаются фундаментальной ревизии, как на уровне международных организаций, так и в ведущих ядерно-энергетических государствах, причем в первую очередь радикально ужесточаются требования к энергоблокам, планируемым к строительству;

-         согласно современным подходам и с учетом уроков аварии на АЭС «Фукусима», в проекте новых АЭС должна быть продемонстрирована безопасность энергоблока для всего спектра событий, включая тяжелые аварии, а также должны быть предусмотрены технические средства по обеспечению длительного выполнения функций безопасности, в частности и в условиях потери внешней инфраструктуры;

-         подходы к определению запасов по сейсмическим воздействиям, затоплением, экстремальным температурным воздействиям и т.д., должны быть пересмотрены в сторону их существенного увеличения в соответствии с современными международными требованиями и с учетом текущей климатической ситуации в мире и в частности в Украине.

Учитывая вышеизложенное, Коллегия Госатомрегулирования Украины постановляет:

 

1.                  Одобрить, предложенные ГНТЦ ЯРБ, предложения по совершенствованию требований к безопасности АЭС как основу дальнейшего пересмотра норм и правил по ядерной и радиационной безопасности.

 

2.                  Рекомендовать ГП НАЭК «Энергоатом», не ожидая введения в действие новых норм и правил по ядерной безопасности, учесть вышеупомянутые предложения на стадии проектирования энергоблоков
№ 3 и 4 Хмельницкой АЭС.

 

3.                  Департаменту по вопросам безопасности ядерных установок обеспечить проведение профессионального и общественного обсуждения:

-                     Документа WENRA «Проектная безопасность новых АЭС»;

 

-                     Предложенных ГНТЦ ЯРБ предложений по совершенствованию требований к безопасности АЭС, как первого этапа публичного обсуждения новых нормативных актов по ядерной и радиационной безопасности. 

 

Председатель Коллегии                                                          Е. МИКОЛАЙЧУК

 

Секретарь Коллегии                                                                     И. СЕМИНОГ