???mainPage???


Поиск

Расширенный поиск


«Май 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
дата c:
по:







главная » Новости» Официальные сообщения» Заседание Коллегии Госатомрегулювання Украины, посвященное урокам аварии на АЭС «Фукусима»: выводы и предложения версия для печати
Заседание Коллегии Госатомрегулювання Украины, посвященное урокам аварии на АЭС «Фукусима»: выводы и предложения

20 ноября 2012 года в помещении Института проблем безопасности атомных электростанций НАН Украины состоялось заседание Коллегии Государственной инспекции ядерного регулирования Украины. 

С докладами  выступили: 

- И.о. первого вице-президента – технического директора ГП НАЭК  «Энергоатом»  Билей Д.В. на тему: «Стратегия реализации мероприятий, определенных по результатам стресс-тестов, на АЭС с реакторами типа ВВЕР»;

- директор Государственного предприятия "Государственный научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности" (ГНТЦ ЯРБ) Громов Г.В. «Ход и стратегия реализации мероприятий, определенных по результатам стресс-тестов на действующих энергоблоках АЭС Украины» и «Критерии и требования безопасности по строительству новых энергоблоков АЭС в свете уроков аварии на АЭС Фукусима». 

 

В прошлом году,  после аварии на АЭС Фукусима-1,  Украина присоединилась к инициативе ЕК и Европейской Группы Регуляторов Ядерной Безопасности и выполнила стресс-тесты для действующих энергоблоков АЭС (первый вопрос повестки дня заседания Коллегии). По результатам стресс-тестов, выводов государственной экспертизы по ядерной и радиационной безопасности, результатов партнерской проверки ЕК,  были определенные рекомендации по направлениям повышения безопасности и внесены соответствующие изменения в Комплексную (сводную) Программу повышения безопасности. Обновленная Комплексная (сводная) Программа утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины от 7 декабря 2011 года № 1270.

В докладе ГП НАЭК «Энергоатом» была представлена информация о подходах и состоянии выполнения мероприятий, определенных по результатами стресс-тестов. В частности,  отмечено, что уже определен перечень дополнительного мобильного оборудования для преодоления полного обесточивания и потери конечного поглотителя тепла, а именно для каждого энергоблока необходимы два мобильных дизель-генератора (0,4 и 6 кВ) и три мобильных насосных установки (подача воды в БВ, подача воды в ПГ, подача технической воды группы «А»). Почти для всех мероприятий определены концептуальные решения по их реализации, начато выполнение необходимых аналитических проработок.

Вместе с этим, в докладе ГНТЦ ЯРБ были отмечены отдельные проблемы по реализации мероприятий, определенных по результатам стресс-тестов, а именно:

 

1.  Мероприятия по повышению стойкости АЭС до сейсмических влияний

- система постоянного сейсмологического мониторинга внедрена только для площадки ЮУАЭС, в связи с чем, существует неопределенность с уровнями сейсмичности площадок ХАЭС, РАЭС, ЗАЭС. Для площадки ЗАЭС ситуация наиболее критическая, поскольку сейсмические исследования для нее в необходимом объеме не выполнялись. Согласно разным источникам сейсмичность площадки ЗАЭС может составлять от 7 до 8 баллов (от 0,1g к 0,2g). Оценку сейсмостойкости конструкций, систем и элементов, необходимо выполнять на уровень МРЗ > 0,1g и предусматривать необходимые компенсирующие меры;

- квалификация оборудования и оценка сейсмостойкости трубопроводов, конструкций, зданий и сооружений, на установленные уровни сейсмического влияния (0,1g - ХАЭС, РАЭС; 0,12g – ЮУАЭС; >0,1g - ЗАЭС) не завершены ни для одного энергоблока,  запасы сейсмостойкости не оценены.

 

2. Мероприятия по обеспечению отведения тепла от активной зоны и БВ в условиях полного обесточивания и потери конечного поглотителя тепла

- подавляющее большинство мероприятий находятся на стадии концепции, конкретные проектные решения и расчетно-аналитические обоснования не разработаны; 

- отсутствует поэтапный график реализации мероприятий, который делает невозможным эффективный контроль со стороны Госатомрегулирования;

- невзирая на принятые мероприятия по определению единой технической политики остается несогласованность между отдельными АЭС с аналогичными установками, остаются общие нерешенные проблемы: обеспечение подкритичности БВ в случае подпитки неборованой водой, подтверждение целостности оборудования, трубопроводов и сооружений,  которые должны использоваться для выполнения ФБ  при экстремальных влияниях.

 

3. Мероприятия по управлению тяжелыми авариями

- отсутствует обоснована техническая концепция по внедрению системы снижения давления парогазовой смеси в герметическом ограждении РУ;

- отсутствуют технические средства для инструментального обеспечения мониторинга параметров энергоблока во время аварии и реализации стратегий по управлению протеканием аварий;

- не выполнены расчетно-аналитические оценки эффективности и возможности реализации технических решений для содержания расплава в пределах КР и  ГО;

- отсутствует валидация расчетных моделей, которые используются для обоснования организационно-технических мероприятий по управлению тяжелыми авариями.

 

По результатам обсуждения была подтверждена важность затронутых вопросов, необходимость их решения в кратчайший срок.  

 

Рассмотрение вопроса реализации «пост-Фукусимских» мероприятий на действующих энергоблоках стало причиной для последующего обсуждения необходимости пересмотра существующих критериев и регулирующих требований безопасности (второй вопрос повестки дня заседания Коллегии). В частности, было отмечено, что авария на АЭС Фукусима-1 стала точкой отсчета как для переоценки безопасности действующих АЭС, так и для кардинального пересмотра требований к АЭС, которые строятся и планируются к строительству. Такая деятельность осуществляется ведущими ядерными государствами мира, международными организациями (МАГАТЭ, WENRA). Госатомрегулюванием Украины также начата работа по комплексной ревизии норм и правил по ядерной и радиационной безопасности,  и  предложены следующие ключевые нововведения по пересмотру существующих критериев и регулирующих требований безопасности к проектированию новых энергоблоков:

- установить более жесткие критерии приемлемости для тяжелых аварий. В частности, для новых АЭС проект должен продемонстрировать, что такие аварии не приводят к радиологическим последствиям за пределами санитарно-защитной зоны, которые требуют эвакуации населения;

- в проекте должны быть обоснованы запасы безопасности по отношению к расширенному спектру возможных экстремальных естественных и техногенных влияний/комбинаций влияний; 

- существующие запасы по сейсмическим влияниям, затоплениям, экстремальным температурным влияниям и так далее, для новых АЭС должны быть пересмотрены в сторону существенного увеличения (запас по сейсмическим влияниям 100%);

- установленные запасы безопасности должны учитывать прогноз развития климатической ситуации по крайней мере на срок, который охватывает проектный срок эксплуатации, потенциальный период эксплуатации в сверхпроектний срок и потенциальный срок завершения снятия с эксплуатации;

- должны быть предусмотрены технические средства по обеспечению длительного выполнения функций безопасности, в частности, при полном обесточивании и потере конечного поглотителя тепла.

Члены Коллегии и выступающие на заседании при обсуждении данного вопроса, поддержали указанные нововведения, предложенные ГНТЦ ЯРБ. Также было решено предусмотреть их последующее обсуждение на заседании Консультативного Совета по реакторной безопасности при Госатомрегулировании Украины, с опытными специалистами ядерной отрасли, и обязательное вынесение на обсуждение общественности. 

Во время заседания Коллегии Госатомрегулирования Украины также выступил начальник Технического управления Департамента перспективных проектов Нижегородской инжиниринговой компании «Атомэнергопроект» (Российская Федерация) Рогов М.Ф. с докладом о соблюдении современных требований по безопасности в российских проектах АЭС, которые строятся за границей.