???mainPage???


Поиск

Расширенный поиск


«Апрель 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
дата c:
по:







главная » Новости» Официальные сообщения» Решение Коллегии Государственной инспекции ядерного регулирования Украины от 19 мая 2011 года версия для печати
Решение Коллегии Государственной инспекции ядерного регулирования Украины от 19 мая 2011 года

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЯДЕРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УКРАИНЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

 

"19" мая 2011 г.                                   г. Киев                                                             2

 

О Плане действий по выполнению целевой

внеочередной проверки и дальнейшего

повышения безопасности АЭС Украины

с учетом событий на Фукусима-1

stress-test»)

 

В истории ядерной энергетики до марта 2011 года произошло две тяжелые аварии: на АЭС Три-Майл Айленд (США, 1979 г.) и на Чернобыльской АЭС (СССР, 1986 г.).

Авария на АЭС «Три-Майл Айленд» не привела к человеческим жертвам и радиоактивному загрязнению территории. В общем, авария подтвердила правильность основных принципов безопасности, которые используются при проектировании реакторов с водой под давлением. Для предупреждения повторения тяжелых аварий были разработаны и реализованы мероприятия, направленные на углубленный учет человеческого фактора, совершенствование аварийного планирования, использование вероятностных оценок безопасности, внедрение пассивных систем безопасности и проектирование новых АЭС с максимальным использованием свойств внутренней самозащищенности реакторной установки.

Авария на Чернобыльской АЭС была крупнейшей в истории ядерной энергетики. В результате аварии значительные территории были загрязнены радиоактивными веществами, последствия аварии оказали значительное влияние на здоровье людей и окружающую природную среду. Расследование причин аварии обнаружило отступления от требований безопасности, допущенные при проектировании и эксплуатации энергоблоков АЭС. Были разработаны и внедрены мероприятия для предупреждения возникновения подобных аварий в будущем. Международная консультативная группа по ядерной безопасности при МАГАТЭ (INSAG) разработала итоговые доклады по аварии (INSAG-1 и INSAG-7), а также доклады по общим принципам безопасности (INSAG-3) и культуре безопасности (INSAG-4). Был создан режим международной ядерной безопасности, основывающийся на Конвенции по ядерной безопасности и других международных соглашениях, усовершенствованы подходы к регулированию ядерной и радиационной безопасности, внедрен в ежедневную практику такой фундаментальный принцип как «культура безопасности».

Учитывая принятые меры, в ядерном сообществе сформировалась уверенность в отсутствии предпосылок для повторения тяжелых аварий на АЭС со значительным воздействием на персонал, население и окружающую природную среду. Однако ожидания не оправдались.

11 марта 2011 года на АЭС «Фукусима-1» (Япония) произошла тяжелая авария с повреждением ядерного топлива, как в активных зонах реакторных установок энергоблоков, так и в приреакторных бассейнах выдержки топлива (БВ).

По предварительным данным тяжелая авария на АЭС «Фукусима-1» (Япония) произошла в результате:

- землетрясения магнитудой более 9 баллов по шкале Рихтера, в результате которого было потеряно внешнее электроснабжение и повреждена часть оборудования;

- цунами, вызванное землетрясением (с высотой волны более 10 метров, превышающая проектное значение почти в два раза), в результате которого было потеряно аварийное электроснабжение (полная потеря электроснабжения АЭС);

- зависимого отказа таких функций безопасности как: «отвод остаточных тепловыделений», «отвод тепла к конечному поглотителю», «обеспечение запаса теплоносителя в реакторе «изоляция радиоактивных веществ», выполняемых активными системами безопасности.

События на АЭС «Фукусима-1» поставили перед ядерным сообществом новые вызовы: детальный анализ причин аварии и изучение ее уроков, разработка и реализация мероприятий по предотвращению возникновения тяжелых аварий или, в случае возникновения, исключения их негативного воздействия на население и окружающую среду.

24 марта Советом Европейского союза было сделано заявление о необходимости переоценки безопасности европейских АЭС на основе всесторонней и открытой оценки риска («стресс-тесты»). Западноевропейская ассоциация органов регулирования ядерной безопасности (WENRA) организовала разработку технических условий для проведения «стресс-тестов», участие в которой принимали и украинские эксперты. Согласно подходам WENRA, «стресс-тесты» - это целевая переоценка запасов безопасности атомных станций в свете событий на АЭС «Фукусима-1». Должны быть детально проанализированы экстремальные природные события, и их комбинации, которые влияют на возможность выполнения функций безопасности и могут привести к тяжелой аварии.

На пятом совещании по рассмотрению выполнения обязательств в рамках Конвенции по ядерной безопасности (4-14 апреля 2011 г.), страны-члены Конвенции в совместном заявлении по поводу аварии на АЭС «Фукусима-1» отметили необходимость переоценки безопасности АЭС и немедленного принятия дополнительных мер.

Вопрос повышения безопасности эксплуатации атомных электростанций Украины в контексте аварии на АЭС «Фукусима-1» был рассмотрен на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины 8 апреля 2011 г. Решения СНБО, в том числе и необходимость проведения углубленной внеочередной оценки состояния безопасности энергоблоков АЭС Украины, включая проверку их сейсмостойкости, введены в действие Указом Президента Украины № 585/2011 от 12 мая 2011 года.

17 марта 2011 года в «Заявлении о намерениях Госатомрегулирования в связи с событиями на АЭС «Фукусима-1» отмечена необходимость изучения уроков аварии, принятия в кратчайшие сроки решения о внедрении дополнительных мероприятий повышения безопасности энергоблоков АЭС Украины в условиях проектных и запроектных аварий, пересмотра нормативно-правовой базы ядерной и радиационной безопасности.

Госатомрегулированием в сотрудничестве с Гостехнобезопасности и НАЭК «Энергоатом» разработан План действий по выполнению целевой внеочередной оценки состояния безопасности и дальнейшего повышения безопасности энергоблоков АЭС Украины с учетом событий на АЭС «Фукусима-1», который включает в себя реализацию краткосрочных и долгосрочных мероприятий.

 

Краткосрочные мероприятия

1. Целевая внеочередная оценка состояния безопасности энергоблоков АЭС (стресс-тесты)

Целевая внеочередная проверка состояния безопасности энергоблоков АЭС выполняется по отношению к внешним экстремальным природным воздействиям, приводящим к отказу основных функций безопасности и, как следствие, к тяжелым авариям, с целью:

-         оценки уязвимости АЭС к внешним природным воздействиям;

-         определения компенсирующих мероприятий для обеспечения устойчивости АЭС в условиях многочисленных отказов оборудования.

Целевая оценка безопасности выполняется отдельно для каждой площадки с учетом различий площадок и специфики различных типов энергоблоков. Рассматривается ядерное топливо в активной зоне, бассейне выдержки и узле хранения свежего топлива. Анализируются все эксплуатационные состояния энергоблоков.

При оценке уязвимости АЭС к внешним воздействиям рассматриваются:

-         землетрясения и смерчи;

-         внешние затопления (в результате паводков и осадков для всех АЭС, и в результате аварий на гидротехнических сооружениях для Запорожской АЭС);

-         внешние пожары (для Ровенской и Хмельницкой АЭС);

-         экстремально высокие/низкие температуры.

По результатам оценки предоставляется:

-         подтверждение проектных характеристик (значений) воздействий;

-         подтверждение запасов безопасности при проектных воздействиях;

-         пороговые значения воздействий (на основе проектных материалов или материалов Отчета по анализу безопасности), при которых происходит деградация основных функций безопасности и нарушение проектных пределов.

При определении компенсирующих мероприятий для обеспечения устойчивости АЭС в условиях многочисленных отказов оборудования рассматривается потеря функций безопасности для всех энергоблоков на площадке АЭС:

-         полное обесточивание площадки АЭС;

-         потеря теплоотвода к конечному поглотителю тепла;

-         комбинация двух вышеуказанных факторов.

По результатам оценки потери функции безопасности должно быть определено следующее:

-         ожидаемое развитие аварийных процессов при постулированных событиях;

-         время до тяжелого повреждения ядерного топлива;

-         дополнительные негативные эффекты, возникающие при развитии тяжелой аварии;

-         технические и административные решения, обеспечивающие восстановление основных функций безопасности (в частности, обеспечение отвода остаточных тепловыделений от АЗ и БВ при полном обесточивании в течение 72 часов) для предотвращения нарушения критериев приемлемости для тяжелых аварий. Главным критерием приемлемости является непревышение значений аварийного выброса радиоактивных веществ, при которых на границе санитарно-защитной зоны АЭС создаются условия, требующие эвакуации населения.

 

2. Целевая проверка состояния аварийной готовности:

-         противоаварийная тренировка 25 мая 2011 на площадке Запорожской АЭС по расширенному и согласованному с Госатомрегулированием и МЧС сценарию (с учетом событий на АЭС «Фукусима-1»);

-         с учетом результатов тренировки на ЗАЭС необходимо определить объемы и сроки проведения дополнительного внеочередного противоаварийного обучения на государственном уровне с привлечением центральных и местных органов исполнительной власти;

-         провести дополнительное внеочередное противоаварийное обучение на государственном уровне;

-         по результатам проведения дополнительного внеочередного противоаварийного обучения на государственном уровне разработать мероприятия по совершенствованию системы противоаварийной готовности.

3. Пересмотр и дополнение «Комплексной (сводной) программы повышения безопасности энергоблоков АЭС Украины» и План-графика реализации мероприятий на 2011 год:

-         включение в К(С)ППБ мероприятий по повышению безопасности к реализации которых необходимо приступить немедленно, без проведения дополнительных исследований (например, внедрение системы принудительного аварийного сброса парогазовой смеси из ГО);

-         пересмотр (повышение) приоритетов для тех мероприятий, которые имеют непосредственное отношение к предотвращению возникновения тяжелых аварий и/или преодоления их последствий.

4. Анализ нормативно-правовой базы ядерной и радиационной безопасности и разработка предложений по ее совершенствованию и повышению требований по безопасности для действующих и новых энергоблоков АЭС.

Долгосрочные мероприятия

Как следствие реализации краткосрочных мероприятий, на долгосрочной фазе реагирования на события на АЭС «Фукусима-1» должны быть реализованы мероприятия по повышению безопасности энергоблоков АЭС Украины, которые будут определены по результатам выполнения целевой внеочередной оценки состояния их безопасности:

-         К(С)ППБ с изменениями и дополнениями по результатам целевого пересмотра норм и правил ядерной и радиационной безопасности;

-         усовершенствование системы аварийной готовности по результатам целевой проверки состояния аварийной готовности на АЭС.

 

По результатам рассмотрения и обсуждения Плана действий по выполнению целевой внеочередной оценки состояния безопасности и дальнейшего повышения безопасности энергоблоков АЭС с учетом событий на АЭС «Фукусима-1», а также объемов и методов выполнения целевой внеочередной оценки состояния безопасности энергоблоков АЭС Коллегия Государственной инспекции ядерного регулирования Украины

 

постановила:

1.        Одобрить представленный на заседании План действий по выполнению целевой внеочередной оценки состояния безопасности и дальнейшего повышения безопасности энергоблоков АЭС с учетом событий на АЭС «Фукусима-1».

2.        НАЭК «Энергоатом» обеспечить выполнение целевой внеочередной оценки состояния безопасности энергоблоков АЭС Украины в соответствии с согласованными подходами.

Срок - до 15.10.2011г.

3. НАЭК «Энергоатом», Минэнергоуголь, Госатомрегулирование, Министерство чрезвычайных ситуаций провести дополнительное внеочередное обучение на государственном уровне с привлечением центральных и местных органов исполнительной власти.

Срок - до 30.09.2011г.

4.        Провести расширенное заседание Коллегии Госатомрегулирования по результатам выполнения целевой внеочередной оценки состояния безопасности энергоблоков АЭС Украины и целевой проверки состояния аварийной готовности, утвердить дополнительные мероприятия по повышению безопасности энергоблоков.

Срок - до 24.11.2011г.

5.        Госатомрегулирование, Государственное агентство Украины по управлению зоной отчуждения, ГСП «Чернобыльская АЭС» определить направления, объемы и сроки выполнения целевой внеочередной оценки состояния безопасности объектов ГСП «Чернобыльская АЭС», а именно: энергоблоков № 1-3 (в части обоснования безопасности при обращении с отработавшим ядерным топливом) и хранилища отработанного ядерного топлива ХОЯТ-1.                                                        

Срок - до 15.06.2011г.

6.     Госатомрегулирование и Гостехнобезопасности создать совместную рабочую группу и подготовить предложения относительно плана действий по повышению пожарной безопасности АЭС Украины и действенного механизма координации нормирования и надзора, с последующим рассмотрением на совместном заседании коллегий.

Срок - июль 2011г.

7.        Госатомрегулирование совместно со Службой безопасности Украины, другими компетентными органами создать совместную рабочую группу и подготовить предложения относительно форм, методов и сроков оценки защищенности АЭС Украины от террористических угроз и противоправных действий.

Срок - июль 2011г.

 

 

 

Председатель Коллегии                                   Е. А. Миколайчук

 

Секретарь Коллегии                                          Н. С. Кумецкая